Народные промыслы Центральной России
[ Скачать с сервера (3.56 Mb) ] | 11.04.2011, 12:57 |
МОУ «Озерновская ООШ» Народные промыслы Центральной России Причины развития народных промыслов в ЦР: ØМалоблагоприятные для ведения земледелия, зернового хозяйства природные условия (обилие лесов, отсутствие чернозёма, неудобные для пашни земли) ØСырья для всех этих промыслов было достаточно на месте, а топлива при кустарной технике не требовалось. ØОбмен промысловой продукции на хлеб обеспечивал центральным положением и наличием ряда водных путей, имевших в прежнее время несравненно большее значение, чем теперь. Ø2,5 млн. человек в Московско-промышленном пространстве были заняты различными народными промыслами. Гжель Композиция народного искусства и художества. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет. Из истории В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». До середины XVII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники и кувшины. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью. Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. Современность Завод выпускает не только посуду, цветочные горшки и гончарные изделия, но и майолику (разновидность керамики). Майолика это роспись на белой эмали напоминающий раскрашенный рисунок. Она ярка, многоцветна, празднична. Из этих изделий особенную ценность представляют камины из майолики, выполненные в лучших русских традициях. Хохлома Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. Традиционные орнаменты Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Из истории Родина искусства Хохломы - Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера, которые изготовляли деревянную расписную посуду, расписывали ее орнаментом. Красочные узоры из трав, цветов и плодов придавали особую красоту строгим и лаконичным формам деревянных вещей. В течение столетий оттачивалось мастерство народных художников. Название Происхождение названия промысла связано с местом скупки изделий. Хохлома - это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия, выполненные с помощью оригинальной техники окраски, характерной лишь для этих мест, стали именовать Хохломой. Современность Жостово Особенности Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Из Истории Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. Современность В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. Мастеров жостовской росписи готовит Федоскинское художественное училище Финифть Городец Скопинская керамика Дымковская игрушка Из истории Возникло в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Дымковская игрушка существует на вятской земле более 400 лет. Её возникновение связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е годы 20 в. и связано с именем А.И Деньшина, он сумел уговорить мастериц не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка». Матрешки Точная история происхождения матрёшки неизвестна. Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни. Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек.[1] Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения. В 1900 году М. А. Мамонтова, жена С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России. Также в Семёнове, на художественной фабрике «Семёновская роспись», в 1922 году появилась на свет традиционная русская семёновская матрёшка, которую сегодня знает весь мир. В 1970 году на выставке «Экспо-70» в Токио была представлена самая большая когда-либо изготовленная матрёшка: 72-х местная. Матрешки Палех После революции 1917 художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Богородская игрушка КОНЕЦ! | |
| |
Просмотров: 8978 | Загрузок: 408 | |
Всего комментариев: 0 | |